СВЕДЕНИЯ
Содержание: 
Описание реликвии: На фотографии изображен молодой мужчина, скорее всего, южных губерний Российской империи в парадной одежде. Галстук бабочка, костюмная пара, пиджак более темного оттенка. Волосы на пробор, как носили приказчики. Фотография имеет паспарту. На обратной стороне снимка надпись чернилами ""Дарю на память Насти от В.Н.Аслан-янЪ"". Паспарту изготовлено на фабрике Покорнаго в Либаве. На фотогафии имеется неразборчивый штамп. Надпись ""Фотография Светопись"", читается цифра 28. Буквы ВОСК... Формат паспарту ""Visit PORTRAIT""
Датировка: до 1917 г.
Тип материала: фото
Содержание исследования: В семейном архиве моей прабабушки Ксении Филипповны Смирновой (по мужу) хранится загадочная фотография. Эта часть архива попала в семью недавно. Там и была обнаружена эта фотография. Принадлежала она родной тете моей бабушки, Анастасии Филипповне (ок. 1892 г.р.), которая была монахиней, кем приходился нашей семье человек, изображенный на фотографии, не знает никто. Случайных фото в наших архивах нет. Это единственная пока неопознанная фотография. Нам удалось узнать, что фамилия Аслан-янЪ принадлежит обрусевшему армянскому роду. Мы постарались исследовать историю паспарту этой фотографии. Паспарту изготовлено на фабрике Покорнаго в Либаве. Мы выяснили, что порой фотография наклеивалась на имевшееся в наличии на тот момент паспарту, а не на то, которое предназначалось для первоначального снимка, поэтому абсолютно точно датировать фотографию, исходя из внешнего вида паспарту, невозможно.
    По данным Фотографического календаря на 1891 г. к 1890 году использовались следующие форматы паспарту (бланков) для фотографий (через / указывается размер фотографии): Визитный, или «Виктория»: 62х101 / 54 х 92 мм; 65х105 / 56 х 94 мм.; 82х127 / 70 х105 мм. На нашем паспарту "Visit PORTRAIT". Иосиф Иосифович Покорный (1862—1914), австрийский подданный. Коммерческую и производственную деятельность начал в 1879 г. в Одессе. На Бульварной площади он устроил литографию и фабрику фотографических принадлежностей, количество рабочих на которой через 30 лет было 27 человек.
    Первую известность И.И. Покорный, владелец литографии, приобрел в 1890 г., когда получил бронзовую медаль Императорского общества сельского хозяйства южной России «за фотографические бланки» на фотовыставке Одесского отделения ИРТО.
    В Москве открыл фотографию 2 октября 1895 г. на улице Петровка, в доме Михалкова, №5. По тому же адресу он организует фабрику фотографических бланков. В 1896 г. Покорный — участник фотографической выставки, устроенной Русским фотографическим обществом в Москве, на которой он экспонировал фотопринадлежности, фотобланки и павильонные аксессуары из папье-маше. Об экспонатах Покорного пресса писала: «Эта фирма, впрочем, выставила также и свои изделия — фотографический картон и павильонные аксессуары из папье-маше. И те и другие как по доброкачественности и по изяществу, так и по дешевизне обращали на себя всеобщее внимание». За выставленные экспонаты Покорный получил похвальный отзыв комитета выставки. Работой в фотоателье Покорный занимался мало, хотя и не продавал его: он почти полностью переключился на торговлю и производство фотографических принадлежностей.
    Параллельно он активно занимается общественной деятельностью. В 1895 г. Покорный вступает в Русское фотографическое общество в Москве и остается его действительным членом до самой смерти в 1914 г. В 1896 г. он участвует в выставке Общества, жертвует РФО аксессуары и принадлежности для съемки в 1898 г.
    В 1909 г. Покорный объявил через фотографические журналы о 10-процентной скидке членам фотографических обществ на всех своих складах (в Москве, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону). Не забывает Покорный и Одессу. В 1901 г. он член-казначей организационного комитета Поощрительного конкурса диапозитивов, устроенного Фотографическим отделом Одесского отделения ИРТО.
    С 1903 г. в продаже появляются стереоскопические фотокамеры «Покорнископ» трех моделей, изготовленные на его фабрике. В апреле 1907 г. Покорный «имеет честь довести до сведения, что им в Москве открыта фабрика фотографических пластинок, которые и выпущены ... в продажу под названием "ИРИС"». К моменту открытия фабрики фотопластинок Покорный — владелец «фабрики бристольского картона и фотографических бланок» в Либаве, складов фотографических принадлежностей в Москве, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону.
    По официальным данным фабричного, податного и горного надзора в "Списке фабрик и заводов России в 1910 г." в собственность Покорного входят:
    в Москве: магазин на ул. Петровка, 5 (фотография уже не существует), фабрика фотографических бланков по тому же адресу с годовым производством 614 300 шт. бланков, количество рабочих — 13 человек; основаны в 1895 г.; фабрика фотопластинок "Ирис" на Новой Басманной ул, д. 25, основана в 1907 г.
    в Либаве: фабрика бристольского и глянцевого картона и фотографических бланков основана в 1904 г. (встречаются фотографические бланки с текстами: "Фабр. И. Покорного Либава", "Лит. И. Покорного, Либава", "Художественная литография И. Покорного, Либава" и "Lit. J. Pokorny a Libau";
    в Ростове-на-Дону: магазин фотопринадлежностей на Большой Садовой улице;
    в Херсонской губернии: фабрика фотографических принадлежностей.
    Склад фотографических принадлежностей в Киеве в указанном списке не значится. В это время в Москве вышел "Иллюстрированный прейскурант фабрик и складов фотографических принадлежностей Иосифа Покорного" (Москва, Киев, Одесса, Ростов-на-Дону). Фотографическое производство: фотографические пластинки "Ирис" в Москве, бристольский картон и фотографические бланки в Либаве" — 5564 наименования товаров; отдельная часть прейскуранта содержит данные по фотографическому картону, бланкам для фотокарточек ателье и любительских снимков.
    В 1912 г. фабрика фотографических бланков Покорного переименована в Фабрику фотографических бланков, венских паспарту, альбомов, художественных виньеток и других бумажных изделий (бывш. Л. Недоманского).
    После смерти И. И. Покорного его фирма продолжала существовать и даже в 1915 г. объявила о намерении купить фотографии в Крыму, на Кавказе или в Сибири, ценой не выше 3 тыс. руб. Фабрика "Ирис", оборудованная новейшими заграничными машинами, в 1924 г. перешла в ведение Госкино". До 1917 года съемка в фотоателье не была обычным делом, это значимое событие, почти праздник, к которому тщательно готовились, часто фотографировались во время значимых для человека событий. Фотоателье "Фотография Светопись", населенный пукт, где находилось ателье, нам неизвестен. В дошедшем до нас справочнике "Вся Россия: Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи" (Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1899. том 1 ФОТОГРАФІИ") 882 заведения. Общая сумма производства — 4.495 тыс. руб. Средн. оборот — 5 тыc. руб.) опознать не смогли. Не нашли мы "Фотография "Светопись" и в перечне "Обновляемого перечня фотоателье (фотографов, владельцев фотографических заведений) в Российской империи до 1918 года" на сайте "Большой русский альбом".
    Точно такие же паспарту использовались в ателье Киева и Санкт-Петербурга.
    Мы узнали, что на обороте паспарту, как правило, находился фирменный рисунок, порой очень красивый, содержащий информацию о фотографе и его достижениях. Такие представительные паспарту были недешевы, поэтому из-за недостатка средств некоторые фотоателье вынуждены были на них экономить. Вот почему на обороте паспарту вместо рисунка нередко можно увидеть лишь простой штамп с данными о фотографе. Наш случай как раз такой. Но данные о фотографе стерты временем.
    Информант: Волкова Татьяна Алексеевна, 1972 г.р., г. Новая Орехово-Зуевского р-на Московской обл.
    Источники:
    http://www.photohistory.ru/1207248167855773.html
    http://fototikon.blogspot.com/2016/06/1910.html
Автор исследования: Волкова Ева Эдуардовна, 2010 г.р.. Двоюродная правнучка монахини Анастасии, первой владелицы и адресата фотографии
Примечание: Проект «Семейная реликвия и культурно-историческая память» реализуется Фондом «Образование» при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства региональной политики Новосибирской области и при содействии Министерства образования НСО и Министерства культуры НСО