СВЕДЕНИЯ
Описание реликвии: Деревянная прялка с веретеном. Размер прялки - 95 см высота и 80 см длина (донце). На прялке едва заметен орнамент в виде животных и птиц, по контуру лопасти (верх прялки) вырезан узор, на ножке прялки и на донце заметны следы многократного использования, орнамент затерт. Дерево приобрело темноватый оттенок, свидетельствующий о возрасте прялки. «Сережки» и «маковки» прялки имеют характерный для данной области симметричный вид. Вероятно, прялка ремонтировалась в области ножки, так как в данном месте дерево имеет более светлый оттенок. Веретено искусно обрамлено круговыми орнаментами, характерными для места происхождения прялки. Возраст веретена, вероятно, датируется более поздним периодом. Рядом с прялкой размещена пряжа и изделия, изготовленные из самодельной нити.
Тип материала: фото
Место фиксации: Сухоборское с.\Щучанский район\Курганская область
Содержание исследования: Информация получена на основе интерью с Евдокией Ефимовной Каретниковой (дата рождения 10 марта 1926 г.р., 96 лет), прабабушкой автора исследования.
Обьект исследования – деревянная прялка – является семейной реликвией, так как передавался из поколения в поколение на протяжении долгих лет. Евдокия Ефимовна получила прялку от своей матери в дар – по семейной традиции: передавать от матери к дочери как что-то особо важное и значимое. По сей день использует ее по назначению. Обучает правнука искусству прядения и вязания. Эта прялка имеет особую ценность для автора исследования и его прабабушки, так как она до сих пор используется по назначению, помогала прабабушке и ее семье в годы войны и является собирательным образом "деревенского быта". По рассказам бабушки, деревня и деревенский труд внесли колоссальный вклад в историю страны. "Деревня-кормилица" одевала, кормила и восстанавливала страну на протяжении всей истории Отечества. Деревенский труд всегда был очень тяжелым и при этом благодатным. На основе рассказов прабабушки, с целью сохранить ее дом и ценность деревенского быта семья автора исследования планирует создание музейного проекта в деревне, где будут храниться семейные реликвии и памятники деревенской жизни.
Имена дошедших до нас владелиц прялки: мать Сафонова Домна Ивановна 1892-1975, бабушка Ушакова Марья Агафоновна 1858-1907.
Кажется, что особенного в старой деревянной прялке? Почему прялка так украшалась росписью или резьбой? Потому что в старину считали, что из женских рук выходит не просто нить, которая одевает и согревает всю семью, но и «нить жизни». Раньше считали, что жизнь – это тянущаяся нить. Трудности – это узелки на пути, которые нужно развязать. Счастливая жизнь – это ровная, гладкая нитка. Не случайно А.С. Пушкин в известной сказке сделал основных персонажей пряхами: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…». Покровительницей женской зимней работы и прядения была сама Богородица, Дева Мария. Это образ защитницы и помощницы женщин, покровительницы браков (видео «красного угла», иконы).
Я понял по рассказам моей прабабушки, какие трудолюбивые люди живут на селе. Прабабушка, Евдокия Ефимовна всю жизнь проработала учительницей в деревенской школе, вела свое хозяйство: овцы, куры, козы, корова – и всю жизнь не расставалась с прялкой, обогревая дорогих ей людей самовязаными теплыми вещами. Мой прадед, Алексей Иванович, инвалид Великой Отечественной войны, вернувшись с фронта «от зари до зари», как говорит бабушка, трудился в колхозе. Возделывал целину – новые пахотные земли. За героизм на войне и трудовые подвиги они награждены многочисленными наградами и медалями. Медаль за освоение целинных земель (в кадре). Это очень важная медаль. Отмечает высокий трудовой подвиг. Я рассказал только небольшой кусочек из жизни дорогих мне людей. И с гордостью расскажу о героическом участии прадеда в Курской битве, где он был награжден медалью «За Отвагу», и участии его в разгроме фашистской Японии в дальнейших своих исследованиях. Потому что истории их жизни – это история моей страны России!
А еще бабушка рассказывала, как ее старенькая прялка внесла посильный вклад в победу над фашистами. Когда она начала работать в школе, а это был 1942 год, она сразу же организовала кружок вязания для школьниц. Сама очень много пряла, даже ночами. А потом с девочками вязали по вечерам большие мужские носки и варежки для наших бойцов. Тогда это было всенародное движение: «Все для фронта, все для Победы!» «Но наши посылки были особенные, - бабушка улыбается. Между рядами вязаных вещей девочки еще клали мешочки с сушеными морковкой, свеклой, репой. Это были по тем временам сладости». Таких посылок за годы войны они отправили много! Пришли даже два благодарственных письма от командиров частей. Письма, к сожалению, не сохранились, но девчонки чувствовали себя героями!
Обьект исследования – деревянная прялка – является семейной реликвией, так как передавался из поколения в поколение на протяжении долгих лет. Евдокия Ефимовна получила прялку от своей матери в дар – по семейной традиции: передавать от матери к дочери как что-то особо важное и значимое. По сей день использует ее по назначению. Обучает правнука искусству прядения и вязания. Эта прялка имеет особую ценность для автора исследования и его прабабушки, так как она до сих пор используется по назначению, помогала прабабушке и ее семье в годы войны и является собирательным образом "деревенского быта". По рассказам бабушки, деревня и деревенский труд внесли колоссальный вклад в историю страны. "Деревня-кормилица" одевала, кормила и восстанавливала страну на протяжении всей истории Отечества. Деревенский труд всегда был очень тяжелым и при этом благодатным. На основе рассказов прабабушки, с целью сохранить ее дом и ценность деревенского быта семья автора исследования планирует создание музейного проекта в деревне, где будут храниться семейные реликвии и памятники деревенской жизни.
Имена дошедших до нас владелиц прялки: мать Сафонова Домна Ивановна 1892-1975, бабушка Ушакова Марья Агафоновна 1858-1907.
Кажется, что особенного в старой деревянной прялке? Почему прялка так украшалась росписью или резьбой? Потому что в старину считали, что из женских рук выходит не просто нить, которая одевает и согревает всю семью, но и «нить жизни». Раньше считали, что жизнь – это тянущаяся нить. Трудности – это узелки на пути, которые нужно развязать. Счастливая жизнь – это ровная, гладкая нитка. Не случайно А.С. Пушкин в известной сказке сделал основных персонажей пряхами: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…». Покровительницей женской зимней работы и прядения была сама Богородица, Дева Мария. Это образ защитницы и помощницы женщин, покровительницы браков (видео «красного угла», иконы).
Я понял по рассказам моей прабабушки, какие трудолюбивые люди живут на селе. Прабабушка, Евдокия Ефимовна всю жизнь проработала учительницей в деревенской школе, вела свое хозяйство: овцы, куры, козы, корова – и всю жизнь не расставалась с прялкой, обогревая дорогих ей людей самовязаными теплыми вещами. Мой прадед, Алексей Иванович, инвалид Великой Отечественной войны, вернувшись с фронта «от зари до зари», как говорит бабушка, трудился в колхозе. Возделывал целину – новые пахотные земли. За героизм на войне и трудовые подвиги они награждены многочисленными наградами и медалями. Медаль за освоение целинных земель (в кадре). Это очень важная медаль. Отмечает высокий трудовой подвиг. Я рассказал только небольшой кусочек из жизни дорогих мне людей. И с гордостью расскажу о героическом участии прадеда в Курской битве, где он был награжден медалью «За Отвагу», и участии его в разгроме фашистской Японии в дальнейших своих исследованиях. Потому что истории их жизни – это история моей страны России!
А еще бабушка рассказывала, как ее старенькая прялка внесла посильный вклад в победу над фашистами. Когда она начала работать в школе, а это был 1942 год, она сразу же организовала кружок вязания для школьниц. Сама очень много пряла, даже ночами. А потом с девочками вязали по вечерам большие мужские носки и варежки для наших бойцов. Тогда это было всенародное движение: «Все для фронта, все для Победы!» «Но наши посылки были особенные, - бабушка улыбается. Между рядами вязаных вещей девочки еще клали мешочки с сушеными морковкой, свеклой, репой. Это были по тем временам сладости». Таких посылок за годы войны они отправили много! Пришли даже два благодарственных письма от командиров частей. Письма, к сожалению, не сохранились, но девчонки чувствовали себя героями!
Автор исследования: Ординарцев Алексей Александрович, 2014 г.р., г. Москва, правнук Каретниковой Евдокии Ефимовны.
Наставник: Каленик Нонна Федоровна, 1970 г.р.
Примечание: Проект «Цифровая гуманитаристика» в рамках программы «Подготовка наставников научно-исследовательских проектов», реализуемой Фондом «Образование» совместно с негосударственным институтом развития «Иннопрактика».
Имя файла:
DPh_OrdinartsevAA_01-01,.pngDPh_OrdinartsevAA_01-02.pngDPh_OrdinartsevAA_01-03,.png
Постоянная ссылка: https://daytodaydata.ru/unit/29076490